Работа в Жабке привлекает многих из-за повсеместного расположения магазинов и их работы даже в выходные и праздничные дни. Но что на самом деле предлагают франчайзи своим сотрудникам? Женщина прошла три собеседования в разных магазинах Жабки, чтобы выяснить условия труда, зарплату и процесс найма. Об истории трудоустройства написал портал WP Kobieta.

Что такое Жабка в Польше и как устроена система найма
Зеленая вывеска магазинов одной из самых популярных торговых сетей в Польше видна на многих улицах польских городов и городков. Преимущество Жабки (Żabka) в том, что они открыты практически ежедневно, даже в воскресенье и праздники.
По официальным данным Жабки, в настоящее время 10 тысяч франчайзи ведут малый бизнес под вывеской этого бренда. Точное количество их кассиров неизвестно, поскольку каждый из агентов является независимым предпринимателем и работодателем. Он самостоятельно принимает решения о найме, а позже — о расчетах с работником.
Работа в Жабке: три разных подхода к рекрутингу
Чем отличается процесс найма в магазины Жабки на должность кассира от процессов в таких торговых сетях, как Бедронка (Biedronka) или Лидл (Lidl)? Я решила убедиться в этом на собственном опыте. Поиск работы в Жабке я начала интуитивно с просмотра объявлений в интернете. Просмотрев несколько предложений, я заметила, что франчайзи по-разному набирают сотрудников.
«Лицам с опытом прошу прислать резюме. Свяжемся с избранными кандидатами», «Отвечаю только на телефонные звонки», «Приглашаем на собеседование по указанному адресу» — читаю в объявлениях. Я решила проверить каждую из форм рекрутинга.
Рекрутинг через SMS: неудачный опыт
Я попыталась дозвониться до потенциального работодателя и поговорить об условиях найма, но безуспешно. Неожиданно приглашение на собеседование я получила через SMS. «Пожалуйста, укажите свое имя и фамилию, а также опишите опыт работы в торговле» — читаю в сообщении. «У вас есть статус студента?» — получаю следующие вопросы, прежде чем успеваю ответить на предыдущие.
Агент Жабки также спрашивает о проезде к месту работы. Магазин расположен в одном из районов на севере Кракова. Хотя место хорошо связано с центром, для жителей южной части города добраться до этой Жабки может быть проблематично. «Если с проездом нет проблем, то могу пригласить вас на собеседование. Я буду сегодня в магазине с 14:00 до 18:00».
Мы договариваемся на 16:00. Незадолго до времени собеседования я получаю еще одно сообщение. Арендатор Жабки просит перенести встречу. «Мне срочно нужно выйти из магазина» — сообщает он мне в SMS. Мы договариваемся, что о моем трудоустройстве поговорим на следующий день, рано утром.
Я появляюсь в Жабке за 10 минут до начала собеседования. Между проходами суетится работник. Кроме него в магазине нет ни души. Я подхожу и спрашиваю кассира, не мог бы он проводить меня к своему начальнику. Он смотрит на меня удивленно.
— Начальник только что вышел из магазина. Вероятно, долго не вернется. Лучше всего будет, если вы сами с ним свяжетесь и объясните ситуацию, — признается он.
Я пытаюсь дозвониться до агента Жабки. Он не отвечает с первого раза. Со второго телефон также молчит. Я напоминаю о собеседовании в сообщении. В течение следующих 20 минут я не получаю ответа. Я жду перед магазином еще полчаса. В трубке по-прежнему тишина, поэтому я решаю отказаться от собеседования и вернуться домой. Несостоявшийся начальник в конце концов реагирует на попытки связаться. Он извиняется за то, что не явился на собеседование, и объясняет, почему не отменил его раньше.
«Меня вызвали в полицейский участок по делу о краже в магазине. Я не мог там отправлять сообщения. Вы придете на собеседование еще сегодня? Знаю, что не произвожу хорошего впечатления, но призываю к повторному собеседованию» — читаю в сообщении.
«Привыкнешь к темпу работы»: второе собеседование
Я возвращаюсь к традиционному методу поиска работы. Рассылаю CV (резюме) в ответ на несколько объявлений, размещенных в интернете. В тот же день получаю телефонный звонок с приглашением на собеседование. — Пожалуйста, приходите завтра в 8:00 утра, — слышу.
Я прихожу в назначенное время в магазин. Руководительница Жабки прерывает выкладку товара, здоровается со мной и направляет меня в подсобное помещение. Мы входим в небольшую комнату, где громоздятся стопки документов. Агент садится на стул перед компьютером. Мне же остается стоять на небольшом расстоянии напротив собеседницы.
— Ищете работу на полную ставку или на меньшее количество часов? — переходит она сразу к сути. — Я хочу знать, в какие дни вы свободны. Не буду скрывать, что мне важно, чтобы вы работали в некоторые воскресенья и праздники. Тогда у нас здесь самый большой наплыв, — объясняет.
Когда мы подтверждаем мою доступность, работодатель убеждается, был ли у меня уже опыт работы в торговле. Спрашивает о моих предыдущих местах работы. — Вы там выдавали посылки? — задает мне следующий вопрос. — Я до сих пор не сталкивалась с такими услугами в магазине, — честно отвечаю.
Агент объясняет, что кассир Жабки должен справляться на смене не только с обслуживанием клиентов, выкладкой товара и его экспозицией на полках, но также с оплатой счетов, выдачей наличных, ведением лотерей, выдачей посылок, оставляемых курьерами, или приготовлением горячего буфета. — Наверное, сейчас это кажется довольно сложным, но уверяю, что после нескольких раз привыкнешь к темпу работы, — заверяет меня руководитель пункта.
Затем она объясняет мне, как выглядит рабочий день в Жабке. — У нас две смены: утренняя и дневная. Первая из них начинается в 6:00 и заканчивается в 14:00. Тогда же начинается вторая смена. Во время поставок товаров я ставлю в магазин двух работников, чтобы работа шла быстрее, — объясняет.
В конце мы переходим к вопросу финансов. Арендатор Жабки нанимает работников по договору подряда (umowa zlecenie). — Охотнее всего я беру студентов (молодые люди возрастом до 26 лет в Польше имеют льготы по различным отчислениям — прим. Белосток 24). Тогда я могу предложить им 30,50 злотых брутто в час, — говорит она. Месячная зарплата в объеме, соответствующем полной ставке, составляет немногим более 5000 злотых брутто (или 4820 злотых нетто — на руки, что в пересчете составляет около 1340 долларов США — прим. Белосток 24). — Зарплата выплачивается 10-го числа каждого месяца, — продолжает она.
Я поднимаю тему дополнительных льгот. Женщина неловко улыбается. — Ничего такого я не предлагаю, кроме скидки на спортивные абонементы. На смене тебе положен один кофе. За другие напитки и еду ты должна платить полную цену, поскольку центральный офис меня по этому вопросу контролирует, — признает она.
Дополнением к зарплате могут быть премии. — Ты можешь получить 300 злотых (чуть более 83 долларов США в пересчете — прим. Белосток 24) за аудит тайного покупателя. Кроме того, я сама назначаю регулярные премии, если убеждаюсь, что ты выполняешь работу добросовестно, и мне не нужно объяснять тебе все по несколько раз. Я ценю, когда работники экономят мое время, — заключает арендатор Жабки.
Работа в Жабке доступна немедленно: третье собеседование
Шанс на третье собеседование в Жабке я ищу в одном из краковских микрорайонов. На витрине торговой точки с зеленой вывеской вывешено объявление о работе. «Нанимаю работников на полную ставку. Дополнительная информация в магазине» — читаю. Следуя указанию с листка, я вхожу внутрь.
— Вы все еще ищете работников? — спрашиваю я стоящего за прилавком кассира. Мужчина кивает головой. Он уходит в подсобное помещение, а через минуту выходит в сопровождении женщины. — Это я тут руковожу, — говорит она весело, подавая мне руку.
Агент ведет меня в подсобное помещение. На этот раз разговор проходит в каморке, заполненной товаром до потолка. В подсобке нет стульев, поэтому мы стоим рядом друг с другом, между упаковками минеральной воды и коробками с молоком. Агент рассказывает о требованиях без лишних формальностей. — Ищу кого-то с немедленным выходом на работу. Работа на полную ставку, по восемь часов в день. Начинаем либо в 6:00, либо в 14:00, в зависимости от графика, — говорит она.
До сих пор условия звучат точно так же, как и на предыдущем собеседовании. Я спрашиваю о вознаграждении. — 30,50 злотых брутто за час. По договору подряда, — отвечает женщина. — На руки выходит около трех с половиной тысяч злотых в месяц (что составляет около 973 долларов США в пересчете — тут идет речь об обычном работнике, который не относится к категории «возраст до 26 лет» и, соответственно, не имеет льгот по отчислениям — прим. Белосток 24). Плюс премия по усмотрению, если хорошо справляешься.
Прежде чем я начну работать самостоятельно, я должна пройти обучение. Я пытаюсь узнать, могу ли я рассчитывать на поддержку в первые дни. — Мы покажем тебе все, но в основном ты учишься на ходу. Кассы, системы, поставки. Поверь мне, так лучше всего. Когда сама все попробуешь, то схватишь мгновенно. Я здесь каждый день, можешь рассчитывать на мою поддержку. Коллеги тоже обязательно помогут и ответят на любой вопрос, — заверяет работодательница.
Я уточняю, как выглядят первые дни работы в магазине. — Сначала ты приходишь на пробу. За этот день я плачу 20 злотых в час. Я должна увидеть, подходишь ли ты. Потом мы подписываем договор, и ты переходишь на более высокую ставку, — слышу я.
— Так что? Вписывать тебя в график на следующую неделю? — бросает она на прощание после всего лишь 10 минут разговора.
Трудоустройство в Жабке в руках агентов
О процессе найма в магазины Жабки и условиях трудоустройства, предлагаемых кандидатам, я спрашиваю пресс-службу Группы Жабка. Узнаю, что франчайзинговое сотрудничество «основано на отношениях двух хозяйствующих субъектов, имеющих свою автономию».
— Как сеть мы не имеем юридического права вмешиваться в отношения между франчайзи и нанимаемыми ими работниками. В то же время от всех наших бизнес-партнеров мы ожидаем ведения деятельности в соответствии с законом, а наших франчайзи обязывает Кодекс этики и поведения франчайзи, — сообщают представители компании.
Как утверждает пресс-служба Жабки, для франчайзи регулярно проводятся комплексные обучения в области трудового законодательства. — Кадрово-расчетная сфера является важным элементом цикла вводных обучений. Дополнительно, в рамках нашей программы Академии предпринимательства, франчайзи расширяют свои знания, в том числе по управлению персоналом и правовым нормам в области найма работников, — объясняют представители компании.
Что в случае злоупотреблений в отношении работников со стороны франчайзи? Жабка утверждает, что готова к таким случаям. Компания запустила специальную Зеленую линию WhistleB, служащую для сообщения, в том числе анонимно, о потенциальных нарушениях.
— Каждое сообщение, указывающее на потенциальные нарушения законодательства или внутренних правил в деятельности наших бизнес-партнеров, проверяется специальной Командой по соблюдению нормативных требований. В случае подтвержденных нарушений мы принимаем решительные меры, не исключая при таких вопиющих случаях прекращения такого сотрудничества, — указывает пресс-служба Жабки.
При подготовке материала публикации использовался ИИ
Присоединяйтесь к нашей странице на Facebook и подписывайтесь на нас в X (Twitter) — там можно обсудить публикацию в комментариях!
☕ Поддержите нас чашечкой кофе
Мы работаем для вас, чтобы вы получали полезную и важную информацию.
Вы можете поддержать Белосток 24, угостив нашу редакцию символической чашечкой кофе — это будет хорошей мотивацией и поможет нам в развитии! 🚀




